ХОРОШИЕ ИГРЫ

Психотерапевт должен постоянно изучать всевозможные игры, в которые играют люди. Для этого он располагает наилуч­шими возможностями. Однако ему приходится общаться в основном с людьми, которых игры довели до неприятностей. Это означает, что большинство игр, исследуемых в консульта­ции, в каком-то смысле можно назвать «плохими». А поскольку игры основаны на скрытых трансакциях, то в них обязательно присутствует какой-то элемент для использования ситуации в своих интересах. По этим двум причинам (с одной стороны, практической, с другой — теоретической) поиск «хорошей» игры становится трудным предприятием. Хорошей мы будем называть игру, позитивный вклад которой в социальную жизнь перевешивает неоднозначность ее мотивов ХОРОШИЕ ИГРЫ, особенно если игрок примирился с ними без легкомыслия и цинизма. Иными сло­вами, хорошая игра одновременно приносит пользу другим игрокам и позволяет самореализоваться Водящему. Поскольку

даже при наилучшей организации общественной жизни боль­шая часть времени обязательно тратится на игры, следует неустанно продолжать поиск хороших игр. Мы предлагаем вниманию читателей несколько примеров хороших игр, пре­красно отдавая себе отчет в том, как их мало и как далек их анализ от совершенства. Сюда входят: «Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец» и «Они будут счастливы, что знали меня».

1. «Трудовой отпуск»

Тезис. Строго говоря, это скорее времяпрепровождение, а не игра, и, очевидно, вполне конструктивное ХОРОШИЕ ИГРЫ для всех участни­ков. Американский почтальон, отправляющийся в отпуск в Токио, чтобы помочь своему японскому собрату разносить почту, или американский отоларинголог, который проводит свой отпуск в больнице на Гаити, наверняка почувствуют себя столь же отдохнувшими и смогут рассказать так же много интересного, как если бы они вернулись из Африки или совер­шили автомобильное путешествие через весь континент. Одна­ко это времяпрепровождение становится игрой, если сама работа является вторичной по отношению к какому-то скрыто­му мотиву, и игрок берется за нее только для вида, чтобы достичь другой цели. Но и при этих обстоятельствах игра сохраняет свой положительный характер ХОРОШИЕ ИГРЫ и заслуживает одоб­рения как пример конструктивной деятельности.

2. «Кавалер»

Тезис. В-эту игру обычно играют мужчины, не имеющие сексуальных намерений. Иногда это не старые люди, вполне удовлетворенные своим браком, но чаще всего это пожилые мужчины, благородно и безропотно принявшие моногамию или безбрачие.

Встретив подходящую особу женского пола, Уайт поль­зуется каждой возможностью подчеркнуть ее превосходные качества, никогда при этом не нарушая границ приличия, соответствующих ее положению в обществе, конкретным об­стоятельствам и требованиям хорошего вкуса. Но внутри этих границ он дает себе полную свободу, изощряясь в изобрета­тельности и оригинальности в выражении своего восторга. Его цель — не соблазнить ХОРОШИЕ ИГРЫ женщину, а продемонстрировать соб­ственную виртуозность в искусстве комплимента. Внутреннее

социальное «вознаграждение» состоит в том удовольствии, ко­торое доставляет женщине его невинный артистизм, а также в ее восприимчивости и умении с благодарностью оценить мас­терство Уайта. В тех случаях, когда оба участника игры вполне осознают ее механизм, она может, ко всевозрастающему вос­торгу обеих сторон, дойти до крайней степени преувеличения. Разумеется, светский человек знает, где нужно остановиться, и не будет продолжать игру, если почувствует, что перестал быть забавным (то есть исходя из интересов партнерши) или что качество его комплиментов ухудшилось (так велит ему его гордость «мастера»).



В игру «Кавалер» играют многие ХОРОШИЕ ИГРЫ поэты. Они делают это ради внешнего социального «вознаграждения», поскольку заин­тересованы в признании профессиональных критиков и читате­лей, наверное, в той же, если не в большей степени, чем в положительной реакции на поэтическое творчество вдохновив­шей их дамы.

Европейцы, особенно англичане, со своей романтической поэзией, по-видимому, всегда были более искусными игроками в эту игру, чем американцы. В США она в большой степени сделалась достоянием «поэзии Фруктовой Лавки»: твои глаза точно две груши, твои губы подобны огурцам и т. д. В таком виде она вряд ли может соперничать в изяществе с произведе­ниями Херрика, Лавлейса или даже с циничными, но ХОРОШИЕ ИГРЫ полными фантазии стихами Рочестера, Роскоммона или Дорсета1.

Антитезис. Для умелого исполнения своей роли от жен­щины может потребоваться немалый ум и утонченность. Толь­ко совсем угрюмая или неумная женщина может отказаться играть в эту игру. Партнерша должна отвечать Уайту одним из вариантов игры: «Ах, вы просто великолепны, мистер Мергитройд!» (АВВММ) или «Мистер М., я восхищена вашим искусством». Если женщина лишена воображения или наблю­дательности, она может просто прореагировать так же, как в АВВММ, но при такой реакции опускается самое главное:

Уайт хочет вызвать восхищение не собственной персоной, а своей поэзией. Угрюмая женщина может в ответ на эту ХОРОШИЕ ИГРЫ игру прибегнуть к неприлично грубому антитезису в виде игры «Динамо» второй степени («Отвяжись, нахал»). Если при подо-

1 Имеются в виду английские поэты Роберт Херрик (1591—1674), Ричард Лавлейс (1618—1658), Джон Уилмот граф Рочестер (1647—1680), граф Роскоммон (1637—1685), граф Дорсет (1536—1608).

бных обстоятельствах женщине придет в голову прореагиро­вать так же, как в игре «Динамо» третьей степени, то в прин­ципе такую реакцию иначе как отвратительной не назовешь.

Если женщина просто неумна, она будет играть в «Динамо» первой степени, принимая комплименты, которые тешат ее тщеславие, и пренебрегая возможностью оценить творческие усилия и способности Уайта. Вообще говоря, игра будет испор­чена, если женщина решит, что ее пытаются ХОРОШИЕ ИГРЫ соблазнить, вмес­то того, чтобы воспринимать эту игру как демонстрацию лите­ратурных достижений.

Родственные игры. Игру «Кавалер» надо отличать от опе­раций и процедур, составляющих часть обычного ухаживания. В последнем случае это простые трансакции без скрытого мотива. Женский вариант игры «Кавалер» уместно назвать «Поклонница»: в нее часто играют любезные дамы на закате своей жизни.

Частичный анализ

Цель: взаимное восхищение.

Роли: Поэт, Восхищенный объект поклонения.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрос­лый (мужчина): «Смотрите, как я умею делать вас счастливой»;

Взрослый (женщина): «Ах, вы действительно умеете делать меня счастливой».

Психологическая парадигма: Ребенок (мужчина): «Смот­рите, какие фразы я умею придумывать»; Ребенок (женщина): «Ах ХОРОШИЕ ИГРЫ, ты действительно очень изобретателен».

«Вознаграждения»: 1) внутреннее психологическое — творчество и подтверждение привлекательности; 2) внешнее психологическое — избегает отказа в ответ на сексуальные авансы; 3) внутреннее социальное — «Кавалер»; 4) внешнее социальное — от этого «вознаграждения» можно отказаться; 5) биологическое — взаимные «поглаживания»; 6) экзистенци­альное — «Я умею жить красиво».

3. «Рад помочь вам»

Тезис. Уайт постоянно оказывает помощь другим людям, имея какой-то скрытый мотив. Может быть, он искупает про­шлые грехи, прикрывает теперешние дурные поступки или завязывает дружбу, чтобы позже использовать ее в своих целях, а возможно, из соображений престижа. Если даже

кто-то не вполне уверен в искренности побуждений Уайта, все же следует воздать ему должное за его поступки, ведь ХОРОШИЕ ИГРЫ, к сожалению, встречаются люди, которые прикрывают дурные поступки в прошлом новыми худшими делами и используют других людей в своих целях, действуя не щедростью, а запуги­ванием. Они добиваются престижа не с благородными, а с низкими намерениями.

А некоторых филантропов больше волнует соперничество, чем человеколюбие: «Я дал больше денег (книг, произведений искусства), чем вы». И опять, если искренность их мотивов поставлена под сомнение, все же следует отдать должное этим людям за то, что они участвуют в соревновании конструктивно. Ведь существует еще множество людей, которые делают это деструктивно. У большинства людей (и государств), играющих в «Рад помочь вам», есть и ХОРОШИЕ ИГРЫ друзья, и враги, причем чувства и тех, и других чаще всего можно объяснить. Враги подвергают критике их мотивы и преуменьшают значение благородных поступков этих людей, а друзья испытывают к ним благодар­ность за реальную помощь и преуменьшают значение их моти­вов. Поэтому так называемое «объективное» обсуждение этой игры практически невозможно. Люди, заявляющие о своем нейтралитете, довольно скоро обнаруживают, что держат его на чьей-то стороне.

Эта игра как способ использования людей составляет осно­ву многих «общественных взаимоотношений» в Америке. Пот­ребители принимают в ней участие с радостью, так как это одна из наиболее приятных коммерческих игр. Эта игра может принимать ХОРОШИЕ ИГРЫ весьма предосудительную форму в иной сфере взаи­моотношений, например в семейной игре для трех участников, в которой отец и мать соревнуются в попытках завоевать привязанность своего ребенка. Но следует отметить, что даже в этом варианте игры «Рад помочь вам» в некоторой степени сглаживаются отрицательные стороны их действий, поскольку существует множество гораздо более неприятных способов соревнования, например «У меня здоровье хуже, чем у папы» или «Почему ты его любишь больше, чем меня?»

4. «Местный мудрец»

Тезис. Это скорее не игра, а сценарий, но с элементами игры. Образованный и умудренный жизнью человек, помимо собственной профессии, приобретает знания в самых разных областях ХОРОШИЕ ИГРЫ. Достигнув пенсионного возраста, он переезжает из

большого города, в котором занимал ответственный пост, в маленький городок. Там вскоре становится известно, что люди могут обратиться к нему за помощью при решении любых проблем — от стука в моторе до вопроса о том, как поступить с престарелым родственником. Если этот человек в состоянии помочь, то он обязательно это сделает или поможет найти квалифицированных профессионалов. Таким образом, очень скоро он начинает занимать определенное место в новом окру­жении и становится известен как Местный мудрец, ни на что не претендующий, но всегда готовый вас выслушать. Лучше всего эта игра удается людям, которые, прежде чем приступить к исполнению ХОРОШИЕ ИГРЫ своей роли, обратились к психотерапевту, чтобы для себя выяснить свои мотивы и узнать, каких ошибок им следует избегать.

5. «Они будут счастливы, что знали меня»

Тезис. Эта игра — более достойная разновидность игры «Я им покажу». Последняя имеет два варианта. В деструктивном варианте Уайт намеревается «показать им» путем нанесения ущерба. Например, он может рядом маневров достичь на служ­бе более высокого положения, но не ради престижа или мате­риального вознаграждения, а потому, что это дает ему возмож­ность досадить своим врагам. В другом варианте Уайт изо всех сил старается заработать престиж, но не ради совершенствова­ния в мастерстве ХОРОШИЕ ИГРЫ или достижения успехов в своей области (хотя и эти мотивы могут играть второстепенную роль) и не затем, чтобы нанести врагам прямой ущерб, а для того, чтобы они завидовали ему и безумно сожалели о том, что раньше не относились к нему лучше.

В игре «Они будут счастливы, что знали меня» Уайт рабо­тает не против своих бывших товарищей, а в их интересах. Он хочет показать: дружелюбие и уважение, с которыми они к нему теперь относятся, вполне оправданны. Он стремится продемонстрировать (с единственной целью сделать им прият­ное), что они оценивали его правильно. Для того чтобы обеспе­чить себе верный выигрыш, Уайт ХОРОШИЕ ИГРЫ должен следить за тем, чтобы не только цели, но и средства в этой игре были достойными. Именно в этом и состоит превосходство этой игры над «Я им покажу». Однако обе эти игры могут быть не играми, а следст­вием жизненного успеха. Они превращаются в игры тогда, когда Уайта больше интересует не сам успех, а впечатление, произведенное им на его врагов или друзей.


documentasbonpp.html
documentasbouzx.html
documentasbpckf.html
documentasbpjun.html
documentasbprev.html
Документ ХОРОШИЕ ИГРЫ